О РУССКОЙ ДУХОВНОЙ ИДЕЕ

 

О РУССКОЙ ДУХОВНОЙ ИДЕЕ

    Статья написана для опубликования в философском сборнике, однако  возможности для ее публикации не было ни тогда, ни сейчас.


    В наше время вопрос о русской духовной идее должен ставиться так: в условиях складывающегося процесса слияния наций на основе технической цивилизации, русский народ:
    - либо должен внести в этот процесс свой вклад, благодаря которому человечество получит какие – либо дополнительные духовные блага;
    - либо, в случае замедления этого процесса по каким бы то ни было обстоятельствам, постараться возглавить его на основе духовных ориентиров, как они могли бы видеться под особым, русским углом зрения.

    Духовные ценности России – а именно – произведения культуры и искусства, философское наследие, направленные на осуществление блага всего человечества – должны быть оформлены и развиты в соответствии с историческими и культурными традициями русского народа, его жизненным укладом, в направлении будущего мирового устройства, каким оно в идеальной форме видится его представителям. Основными достижениями России в этом направлении я считаю:
    1) христианскую религию в форме Православия,
    2) философски обоснованные на этой почве идеи:
    - вечной жизни;
    - восстановления умерших поколений;
    - всеобщего понимания устройства Вселенной;
    - необходимости гармонии разума и чувств в каждом человеке;
    - подчинения мира человеческому разуму.
    Эти идеалы должны быть противопоставлены бесконтрольной реализации простейших человеческих желаний – увеличения материальных благ и удовольствий, выраженных в виде современной технической цивилизации.
    В практическом же смысле все гораздо проще — 140-миллионный народ не должен быть экономически и политически зависимым от иностранных государств. Для этого в основе имеется серьезная многолетняя история государственности, культурные и научные достижения. При этом в России должно быть все самостоятельно организовано – и только. За все историческое время существования России ее политическое и духовное влияние усиливалось в те периоды, когда на нее не оказывалось значительное внешнее влияние, и это характерно для истории любого государства.

    Имеется трудность – современной русской духовной идеи в настоящее время формально не существует, поскольку как таковой нет настоящей России. Существует Российская федерация, но она не является правопреемницей России дореволюционной. Официально она определяет себя как правопреемница Советского союза, имеет государственный гимн СССР с измененным текстом, у власти находятся фигуры, непосредственно связанные с советской государственной системой. В конституции РФ в качестве носителя власти и суверенитета указывается не русский народ, а «многонациональный народ РФ». Официальные представители интеллигенции и правящих кругов ни о какой русской духовной идее не упоминают и не имеют четкой концепции ее формирования, и тем более осуществления.
    С точки зрения существования и развития русской духовной идеи имеет смысл рассуждать о дореволюционной России. Это государство последовательно осуществляло политические и экономические преобразования, в его рамках формировалась отечественная культура, создавались произведения искусства, процветали литература, философия, наука. Существовал класс интеллигенции, под которым подразумеваются деятели искусства, науки, высокообразованные технические специалисты. Религиозная деятельность и политика осуществлялись в полном соответствии с государственными интересами. Дворянская потомственная и служилая аристократия осуществляла управление государством и решение военных задач. Государственное управление было эффективным, самобытным, не раз обнаруживало своевременную приспосабливаемость к различным геополитическим изменениям. В силу того, что основное население страны, и в первую очередь интеллигенция и аристократия были русскими, политика страны определялась, исходя из интересов русского народа, с учетом интересов остальных народов российского государства. Российская промышленность и сельское хозяйство находились в руках отечественных промышленников и предпринимателей.

    После революционных преобразований России в Советский союз:
    - российская отечественная культура вначале была полностью отвержена, затем фильтровалась и подавалась под определенным углом восприятия в соответствии с требованиями правящей тираническо-охлократической касты;
    - класс интеллигенции уничтожен практически полностью;
    - религиозная деятельность и политика, как и сама религия, были запрещены, а позже, после очевидной необходимости ее поддержки, формировались в соответствии с требованиями правящих кругов;
    - класс аристократии (дворянство, офицерство) уничтожен полностью;
    - государственное управление осуществлялось эффективно за счет эксплуатации народа, ценой огромных человеческих потерь; после внешней экспансии в 90-х годах легко было разрушено и переформировано в интересах сверхдержав – в основном США и Англии;
    - промышленность и сельское хозяйство развивались экстенсивными методами и были направлены на поддержание государственных структур, а не на удовлетворение интересов граждан.

    После преобразования Советского союза в Российскую федерацию:

    - Российская культура преподносится как частично российская, частично советская, причем вторая часто выдается за первую. Правящие круги пытаются контролировать этот процесс в своих интересах;
    - класс интеллигенции немногочислен, не имеет общих точек зрения, представляет собой в основном потомков и последователей так называемой советской интеллигенции, подвержен различным надуманным экономическим, национальным, личным идеям;
    - русская религиозная деятельность и политика формируются в рамках дореволюционной православной догматики, и не вполне реагируют на реалии современности;
    - класс аристократии отсутствует как таковой. Современное офицерство аристократией не является, не имеет соответствующего образования и традиций; интеллигенция занимается поиском средств к обеспеченному существованию; правящие круги представляют собой разрозненный набор деловых людей различного происхождения, не имеющих общих государственных интересов;
    - государственное управление осуществляется представителями спецслужб в контакте с олигархами, капиталы которых контролируется иностранными державами. Оно малоэффективно и бюрократизировано. Несмотря на то, что население страны русское более чем на 80%, в государственном управлении оно представлено непропорционально. Более того, национальные субъекты федерации обладают большими правами (республика, национальный округ), нежели русские субъекты (край, область). Страна всесторонне коррумпирована. Значительная часть России, в свое время перешедшая под юрисдикцию Советского Союза, в настоящее время потеряна вместе с объектами промышленности, создававшимися в основном на средства русского народа. Экономическое и политическое влияние РФ на эти территории незначительно и все более ослабевает.
    - промышленность в основном контролируется иностранным капиталом, наука, образование, сельское хозяйство находятся в упадке. Административная, налоговая и другие контрольные государственные системы не позволяют развиваться отечественным мелким и средним предпринимателям. Огромно влияние бюрократии и коррупции.

    Исходя из сложившихся условий, реализация русской духовной идеи для внешнего мира, какова бы она ни была, не представляется возможной. Для этого необходимо создание необходимых условий. Более того, при существующем положении дел продвигать эту идею мы не имеем не только политического, но и морального права – она не будет нести приемлемой альтернативы нынешней технической цивилизации и будет ей легко отвергнута в силу очевидных причин. Субъективно ведущие геополитические державы не готовы принять российскую концепцию мироустройства; объективно мы ничего конкретного сейчас не можем предложить.

    Условия же формирования и продвижения русской духовной идеи таковы:

    1. В области национальной культуры и религии:
    - возвращение к русской литературе, русскому искусству, русской светской и религиозной философии. Рассмотрение послереволюционных произведений литературы и искусства в связи с исконно российскими корнями, возвращение к русским духовным идеям и трансформация их применительно к современной действительности;
    - создание реальной картины российской истории, выстраивание реальной последовательной связи исторических событий, распропагандирование советской трактовки истории, выявление истинных причин падения России в начале двадцатого века;
    - возрождение русских культурных традиций, их государственное продвижение и поддержка;
    - воссоздание класса российской, и в первую очередь русской интеллигенции;
    - подготовка специалистов в области государственного управления, при совмещении их обучения в ведущих университетах мира и создания собственной системы подготовки руководящих кадров;
    - совершенствование православной религиозной мысли применительно к меняющимся условиям современности и развитие светского богословия.

    2. В области экономики:

    - реальная государственная поддержка науки, образования, сельского хозяйства;
    - осуществление продуманных социальных программ;
    - реорганизация налоговой системы в направлении создания условий для развития отечественного предпринимательства;
    - экономическая экспансия российского капитала в страны т.н. ближнего зарубежья;
    - реальное государственное регулирование сырьевого сектора экономики, выкуп контрольных пакетов акций у иностранных компаний государственными предприятиями;
    - привлечение ведущих компаний различных государств (не только находящихся под экономическим контролем Англии) в сельское хозяйство, машиностроение, энергетику и другие несырьевые отрасли, и при этом усиление государственного контроля за их деятельностью.

    3. В области политики:

    - Для политического осуществления русской идеи носителем власти в России должен быть русский народ, и это прямо или косвенно должно быть указано законодательно и осуществляться фактически. Если 80 процентов населения вынуждены законодательно согласовывать свои решения с руководящими национальными элитами субъектов – это ведет к неоправданной волоките и затратам времени и средств. Принятие законов должно осуществляться путем голосования пропорционально количеству представителей субъектов федерации. Сами субъекты должны быть укрупнены, их число должно быть уменьшено. В каждом субъекте федерации должно быть осуществлено управление пропорционально национальному составу населения. Естественно, такие преобразования должны осуществляться гибко, с учетом интересов остальных народов России, и в основном путем работы с местными интеллектуальными элитами;
    - неквалифицированные руководители, находящиеся на ключевых постах управления, должны постепенно заменяться подготовленными специалистами. Компрадорское правительство должно быть замещено русской аристократией;
    - в стране должны быть устранены возможности диктата власти. Несмотря на то, что необходимо ограничить бюрократию и коррупцию, недопустимо установление тиранического режима. Необходимость исполнения законов должно обеспечиваться сознанием населения. Для этого потребуется определенное время.

    В результате осуществления этих мер будет формироваться современная русская духовная идея, основные проявления которой достаточно условно сформированы в начале этой статьи. В условиях современного мира тактические меры по реализации государственной или национальной идеи нет смысла планировать более чем на 10-20 лет; необходимо постоянное их приспособление к существующим обстоятельствам. Если указанные выше предпосылки не будут обеспечены в полной мере – это не значит, что русская идея не состоится. Так или иначе она будет выражена пропорционально культурным, экономическим и политическим возможностям России. Однако для осуществления русской идеи Россия должна управляться духовно и политически русским народом. Повторюсь, задача проведения в реальность русской идеи — стратегическая с точки зрения осознания русским народом своих настоящих духовных корней и тактическая в отношении всех других обстоятельств. Русский народ должен осознать значимость истинно русского прошлого и на основе этого осознания преобразовать свое постсоветское настоящее.
    Новая русская идея, на мой взгляд, не будет походить на традиционно представляемую дореволюционную «российскую триаду» – православие, самодержавие, народность. Православие есть наиболее совершенная из существующих религий, после него возможна только интеллектуальная вера. Идея Богочеловечества, которая была сформирована в начале ХХ века, как раз и выражала трансформацию догматической веры в интеллектуальную. Смысл ее в том, что:
    - человек повысил самосознание до того уровня, на котором он понимает себя как творца своего будущего, в котором он сумеет осуществить все свои духовные желания, выраженные предыдущими поколениями;
    - при этом он не должен позволить овладеть собой желаниями низменными, направленными на удовлетворение примитивных потребностей.
    В настоящее время мы воспринимаем современную техническую цивилизацию скорее как второе из вышеприведенных положений, чем первое. Задачей русской духовной идеи должен быть возврат к истинному, Богочеловеческому пути самосовершенствования. Для этого новая Россия должна являть собой пример такого пути. В противном случае, при формировании будущей всемирной политической системы, влияние и интересы российского государства не будут иметь существенного значения.

    PS.

    Статья, как ей и положено, была написана в выдержанном философско-деловом стиле. Эдакий либерально-консервативный, «блинолицый» деятель с удовольствием бы это зачитал с кафедры в небольшой аудитории. Теперь, для моих читателей, добавлю к этому в стиле, для них привычном.
    Рассуждать о государственной духовной идее уместно с позиции представителя серьезного самостоятельного государства. Такового у нас нет; проехали в 1917. Политически — то, что у нас есть и что ждет в ближайшие двадцать лет – это президент и премьер, ничем не отличающиеся друг от друга и сменяющие друг друга на этих постах. Фамилии и лица могут быть разными, хотя, скорее всего, это будут те же двое. Это «наш», «отечественный», вариант двух- и трех-партийной системы, принятой в ведущих мировых государствах. Но это уже прогресс по сравнению с потрепанными восковыми фигурами, иногда плохо передвигающимися, иногда пьяными, выдавливающими из себя корявые фразы на собраниях мирового уровня.
    Программы государственного развития будут различными, в зависимости от положения дел в мире. Все они будут фиктивными, как это и было до сих пор – и все они будут приниматься без дискуссий, молча и большинством голосов. То, что в других странах вызывает недоумение, статьи в прессе и интернете, митинги, демонстрации и преобразование политических структур – у нас проходит незаметно. Народ позёвывает, игнорирует и занимается своим личным делом, стараясь не соваться и не высовываться. Программы строительства дорог, жилья, социального обеспечения, заботы о науке и сельском хозяйстве, науки о заботе хозяйства села, удвоения и утроения какого-нибудь экономического показателя – все это будет принято и начнет реализовываться… во время и пространство. Одно останется прежним – добыча сырьевых ресурсов методом концессий, вывоз их за рубеж и закупка на оставшиеся от дележа прибыли средства продуктов, необходимых для поддержания среднего по мировым меркам уровня жизни населения. Это и есть место и значение Российской федерации в современной мировой системе.
    Теперь, что касается непосредственно духовной идеи. О науке нашей уже сказано. Философские школы сами по себе в наше время не имеют существенного значения и довольствуются ролью уже скорее описательной – да и то уже не поспевают за текущими событиями. Тем более – «у нас». «У нас» в стране университет один, все остальные учебные заведения что-то институтское из себя изображают, и кафедры общественных наук занимают люди с марксистским сознанием. Какие уж тут идеи? В лучшем случае на смену марксистскому хозяйству приходит что-то «финансово-экономическое». Тут, естественно, результат экзамена или зачета зависит от оплаты.
    О церкви умолчу – я все же человек верующий. Но в сотый раз повторю и повторюсь, что вера и церковь разные вещи. Как субъективный реалист, я скажу только одно – по личности руководителя можно составить представление обо всей организации. То есть каков поп, таков и приход. И наоборот. В данном случае картинка ясная поразительно.

    Все это не так уж печально, тем более что дело идет к объединению государств под единое управление. Сейчас каждому из нас даны огромные возможности по личному, независимому формированию собственных идей. Русский народ терпелив и скрытен. И весьма неглуп, что подтверждается хотя бы его численностью и способностью к выживанию. Что у него на уме, какие там идеи рождаются – до поры до времени никто не знает. А результаты проявляются неожиданные. Ничего придумывать и вытаскивать из истории не нужно, тут скорее закономерность. Сравните исходные условия для российского государства начала восемнадцатого века (из «лесов, полей и блат» — в Европу), потом начала девятнадцатого века (от «московитов» к положению ведущей европейской державы, «душителю революций»). Результат к началу двадцатого – одна пятая часть суши плюс русская культура. Проиграли в битве государств; это бывает; и получили с 1917 по 1993 — черную дыру с бесовскими плясками. После такого полагается коллапс (я такого, признаюсь, и ожидал, оптимистически глядя на Югославию). Обошлось; «одна шестая», да еще и в «восьмерке». Теперь, в эпоху наступающего объединения наций, политического веса и самостоятельности у Российской федерации, дай Бог, процента три. А, думаю, «в результате процесса» окажется гораздо больше. Плюс общая духовная идея лет через пятьдесят. Кое-кто и доживет.

2008-2009 гг.