ЛГУНИШКИ И ВОРИШКИ

 

ЛГУНИШКИ И ВОРИШКИ

Никогда не приписывай злонамеренности
тому, что можно объяснить глупостью.

Бритва Хэнлона

    Ложь не входит в число христианских смертных грехов. В Библии в их числе упоминается лжесвидетельство, а это лишь частный случай лжи; сама ложь не является понятием категорическим, всеопределяющим. Равно как и в канонах других религий, основой библейской морали является «золотое правило» — не делай другим того, чего не желаешь себе.
    Лжесвидетельство – в условиях общественной иерархии древних и средних веков могло повлечь за собой самые тяжелые последствия для оболганного; механизм суда и казни был прост, без особенного делопроизводства и адвокатов: свидетели-суд-наказание, так что ежели «вложил»; провозгласил «слово и дело» — процесс завертелся необратимо: пытки, конфискация, эшафот…
    Но ложь попроще, «бытовая» – осуждается в разных вариантах, но великим грехом не считается. А то как же, к примеру, торговать и разъяснять нужным образом порядок бытия простолюдинам ?
    Законы религии и законы морали — это разные вещи. Мораль в обиходе, реальной жизни обывателя – скорее традиция, установившийся обычай, а религия – общественный закон поведения. Первая и главная заповедь любой религии – несть иных богов, кроме нашего; любая конкретная религия – это закон бытия по этому богу, а не по какому-либо другому. А вот каков лично твой Бог – это уже вопрос конкретный (в религии он не подлежит обсуждению), и вот здесь уже понятие о лжи встает со всей прямотой.
    Ложь – предмет рассмотрения для этических дисциплин, философии, а не религии. В словаре Даля — «ложь… противное истине», а истина – это предмет философский. В Евангелии ответ на вопрос – что есть истина? — не прозвучал. Это вопрос из другой сферы мышления. Для Христа такого вопроса вообще и не было, поскольку Он Сам — Истина. Поэтому Пилат ответа на вопрос не получил, да и вообще такие вопросы высокие начальники редко ставят перед собой на здоровую голову.
    Ну, а вот перед нами, «бытовыми» людьми, — религиозными и не очень, — этот вопрос в практическом смысле встает постоянно. Мы не просто так стараемся жить «истинно», «правильно», согласно определенным понятиям, а хотим понять, как и почему это истинно и правильно. Но и без особого понимания мы осознаем, что лгать – это значит мешать человеку осуществлять нормальную, потребную для него деятельность, препятствовать исполнению его желаний и замыслов. То же, в принципе, что в физическом смысле, в смысле объектов, вещей – воровать. Физически – ты находишься среди вещей, которые ты потребляешь, производишь, без которых тебе тяжело существовать; если тебя лишить значительной их части – ты пропадешь совсем; а вор у тебя их отбирает, нарушает порядок твоего бытия. Духовная сфера человека – это, если упростить – отражение порядка вещей и понятий в сознании. Правильное отражение этого порядка – это (опять же очень упрощенно) – правда, истина.
    Ложь – это духовный аналог воровства. То и другое есть обман, нарушение человеческой природы. Воровство – материальный вид обмана, ложь — духовный.
    В природе нет духовности и нет лжи. В природе воровство существует только в человеческом понимании. Волк не обманывает зайца, подстерегая его за кустом. Заяц не обманывает волка, запутывая следы; ничего он не предполагает такого, вроде как: «уу, злобный волчище, я лишу тебя удовольствия лицезреть исполнение твоего коварного замысла». Это вам не мультфильм; у зайца нет разума, а есть инстинкт – метаться определенным образом, чтобы затруднить действия хищника. Кто не мечется, к тому прийдут по простому, как глупость, прямому следу. Вот ворона схватила заячью косточку у зазевавшегося сытого волка (добился-таки своего! Мерзавец). Украла, значит. Воровка. Но не было бы человека – некому было бы оценить это как акт воровства. Волк хочет есть, и ворона хочет есть, и они едят. В разного рода «хотениях» животные добывают еду, спариваются, выращивают потомство — без всякого понятия о лжи, зле и морали.
    Это все вещи простые, и вы уж меня извините, что я это все, как детям малым… Но ведь все всё понимают, и – «воруют. Много воруют». Почему так происходит – об этом много раз говорено. Преобладание в человеке физиологической природы над духовностью.

    Ну, а мы в нашей России еще должны успеть навороваться; пока-то ещё в нас духовное возобладает. Мы недавно, впервые за всю нашу хронологию, добрались до всеобщего доступа к собственности, да еще и с соответствующими постсоветскими представлениями о «равенстве и братстве». (С этими-то лозунгами самые впечатляющие грабежи и проводятся). И, соответственно, лгут у нас много и во многом. Причины те же – атавизмы советского самосознания плюс наш исторический провал во времени (70 лет, а это немало – такова продолжительность эпохи процветания у иного государства).
    Выгода от лжи и воровства — материальна, это стремление к удовлетворению физических потребностей, приобретению благ и удовольствий. (Духовной выгоды при этом нет и быть не может; ложь не несет духовного удовлетворения). Человек, воруя, действует подобно неразумному живому организму. И разумное его поведение при этом — иногда интересно, иногда отвратительно, иногда ужасно и забавно одновременно. С развитием цивилизации несоответствие между уровнем сознания и воровством, грабежом становится все понятнее. Еще два-три века назад воровство и обман были основами государственного устройства, теперь уже нет – хотя, конечно – это приходит не сразу (и очень не сразу). И в будущее мы, естественно, пойдем уже без воровства и лжи. Это понятно. В космос нельзя уйти с Земли с каким-либо обманом друг друга и иначе как всем вместе, сообща.
    Непонятно наше ближнее будущее, в котором мы, Бог даст, еще поприсутствуем и поучаствуем, и которое хочется – ни много ни мало – как-нибудь подкорректировать.

    Неспешно приступим к примерам из реальности. Начнем с «наших», всесторонне нам понятных. Российская реальность пряма и архаична, без прикрас. Как деревенский дурак, все говорящий и делающий «на людях». Он и соврет по-дурацки, классически.

    Проректора одного из московских университетов (несть им числа в постсоветской России) за глаза прозвали «Сержант». (Вообще, клички такого уровня даются совершенно невзрачным, неличностным людям, ничем другим себя не проявившим, кроме как типовым армейским званием. Не какой – нибудь там «штырь», «сявка» или «пряник» — нет, «прапор», «летёха», «сержант»). Проректором по хозяйственной части он стал еще при коммунистах – с тех пор он бессменно находится на этой должности и последовательно присвоил себе ученые степени вплоть до профессора и доктора наук (то и другое для его светлой личности — абсурд), записался в авторы многих научных работ и заимел себе квартиру в хорошем районе, дом в Подмосковье и дом за границей. То есть, «если что» — свалит без проблем (как ему думается). Он ездит на черном «рейнджровере» с блатным номером. Слуга-таджик открывает ему шлагбаум на личной стоянке у «доходного дома». Помещения университета он сдает частным фирмам – это и является его основным доходом. При этом оклад нормального (настоящего) профессора этого университета составляет порядка двух «прожиточных минимумов».
    Человек этот не понимает, что он никакой не профессор, а обыкновенный воришка, которого в нормальном государстве давно бы привлекли к суду и просто, банально посадили бы. Что, к примеру, в США – действительно государстве университетов — он имел бы моральное право ездить на такой машине, будучи известным хоккеистом, телезвездой, актером, бизнесменом с соответствующим доходом, — но никак не лицом, имеющим отношение к социальной или моральной сфере общества. Или, к примеру, содержателем притона где-нибудь в Лас-Вегасе, имея негласное обязательство еженедельно являться на отчет в местные спецслужбы. И что ни в какой Европе его и близко не подпустили бы ни к какому вузу, узнав о его реальных занятиях и соответствующем интеллектуальном уровне. Но он и не поймет этого до конца своей карьеры. Он создал для себя мнимое, ложное представление того, что это – естественно, нормально, и так должно быть. Ну ведь так же все живут вокруг; до самых верхних верхов; ему уже кажется, что просто глуп тот, кто живет по-другому. (Вот министр российского образования, бывший ректор соседнего вуза – я-то что, он такой же). Он вращается в своем кругу, там давно так принято; человек поставил себе моральный фильтр, он честных людей старается не замечать; — а внешне жалеет – убого живут. А люди честные – пока молчат. Обсуждают пока что – на кухне; в кафе за столиком.
    (Как быстро сейчас у нас делаются дела! Пока я тут корректирую рассказ, тот – бывший ректор, а ныне министр – уже подмял под себя вуз нашего персонажа. Под предлогом модернизации (была такая тема у человека, неполных четыре года изображавшего собой президента). Но пока что захватчик обломал зубы о непредвиденное препятствие – оказалось, что помещения, казалось бы, поверженного данника — непонятно на кого оформлены. Поди-ка, разберись с этим – а ведь смысл всего дела именно в доходных помещениях в центре Москвы, — какие уж там наука с образованием. Но как минимум года два еще бакшиш с них не отберут у прежнего владельца).
    Тем славится современная Россия, что у нас это – нормально, и здесь есть возможность грести денежки, не ограничивая себя моральными понятиями. И весь второй сорт Европы – как бы ученые, как бы артисты, как бы лауреаты каких-нибудь премий, получатели всяких грантов и авансов – пасется здесь, у нас. Подобное тянется к подобному. Подобное — шуршит бумажками, оформляет кредиты на подставных лиц, создает фирмы, дает рекламу шоу-бизнеса, выпивает, ходит по борделям, дружески тырит друг у друга. Кое-кого и притравить, придушить, прикопать – ну, не без этого, случается. А страна у нас – «сырьевая». «Сыро тут». Нефть и алюминий за границу – деньги в лондонский банк – откат в тумбочку. Квартира — загородный дом – бордель-Куршевель – «Мерседес» с мигалкой. Романтично. Двадцать лет такой романтики уже.
    Не понимает этот проректор-воришка и того, что его дети, если пойдут по нормальному пути развития личности – они папу оценят соответственно. Потому что истина всегда самым простым образом по мере времени приходит лжи на смену. В самых разных аспектах нашего бытия.
    И добрые люди помогут. В современном информированном обществе этого человека будут знать все. И после окончания его карьеры его фамилия появится здесь, в тексте, и будет легко найдена поисковиком: Берлизев — воришка. Раньше пока не буду – это институт, это пока еще живой социум, в котором работают порядочные люди – он на ладан дышит, и я не знаю, стоит ли его трогать сейчас. Ведь таков же и ректор, и много других административных лиц. И вроде бы пора уже гнать всех «к фене», но дальше-то что? Вышестоящие проходимцы, друзья министра – они-то кто? Точно такие же, с рейнджроверами и шлагбаумами, пользователи государственных территорий, до самых до распрекрасных «верхов вертикали власти».
    «И другие»… «И веревочку давайте»…Но ревизор-то прийдет, и с самой неожиданной стороны. Закон бытия обнаруживается совсем не там, где мы его себе представляем. Это дело в истории обычное.

    Кстати, о добрых людях.
    Даже одним незначительным эпизодом своего бытия можно легко преобразовать собственное будущее. Вот так, например:
    - Как зовут тебя, любезный? Не дашь ли воды напиться?
    - А никак, дядя. И колодец ить у нас для своих, а то тут всякие проезжают. Водица наша ить не для всех хороша.
    - Ну, что ж… никак… А это сынки твои, что ли? Как звать вас, ребятки?
    - Данилка, Гаврилка.
    - Ага… Братец, дай-ка книжечку мою. Так и будете записаны: Некак Бесфамильный, и Данила с Гаврилой Некаковичи. А хутор ваш будет Жмотовский. Я, милы люди, чиновник губернского ведомства, перепись веду. Дня через три приеду в погост, там мы с отцом дьяконом вас в списках и укажем. Теперь у вас фамилия есть, с ней не пропадете. Батяню благодарите.
    - Дык, этта, барин… дык не так это ведь всё… Я ить Любим, прозвищем Баской, а хутор наш издавна ить Светлоярским прозывают, знают все… А вот кваску не хотите ли, пирожков с белорыбицей?..
    - Нее, любезный. Ошибаешься ты. В списках вы по-другому прозываетесь. Еще скоро рекрутский набор будет, так вон у тебя красавцы-то какие, Некаковичи. Ну, братец, погоняй…

    Я это к чему? Специально я привел пример не просто безинтернетовских времен, но даже и бестелефонных. Нужно всегда отвечать за свои слова и поступки, если есть желание остаться порядочным человеком – иначе останешься таким, каким тебя сделают обстоятельства. Ну, и ты самолично. То, что я придумал – не совсем шутка; посмотрите на любой список фамилий и увидите в них дела наших предков. А сейчас информация формируется раз и навечно, и никакими цензурными барьерами не остановить. Есть моральные принципы общества – и оно тебя обсудит и оценит, и передаст «в анналы». (Или же — в «аналы»). Так что надо быть осторожнее. Не нагруби. Не своруй. Не солги. Времена безнаказанности проходят. Поэтому – ждите «переписчиков».
    Личности с мерседесами, пальцами веером уже не сидят спокойно на своих толстеньких попках – они мечутся по свету, выбирая местечко поспокойней, стараются подправить свое прошлое, выступают в интернет-блогах с оправданиями по поводу всяких наездов и контрнаездов. Очень пугаются «оранжевых революций», и не только «отцы» и «вожди» наций – всякая революция прежде всего передел собственности. А потом и истории. Вот были «рюриковичи» — стали «никаковичами». Были Адальберты, Балдуины, Бурбоны, Тюдоры, Хуссейны отцами и предводителями – стали кровожадными разбойниками. А Виндзоры-то еще сидят. Сидят Ротшильды и Рокфеллеры. Сидят Мубараки, Каддафи (вот они уже и слетели, пока я пишу, а ведь я просто взял эти фамилии без всякого намека, и ничего не предвещало…), сидят азиатские Хрендарбаевы всех видов. У нас сидят Михалковы и Пугачевы, экс-гэбешники, чиновники «Роснедр» и «Росэнергий». Сидят другие отцы, матери и сыны родины и культуры, с мигалками, счетами, фирмами, откатами, а также инновациями и модернизациями. Ничего; — все они слетят, и скоро слетят. Вместе со всем этим феодальным обществом, за нелюбовь к которому меня почему-то попрекают отсутствием патриотизма.
    Кто прийдет на смену этому обществу, управляемому лгунишками и воришками? Уже несколько раз я «нарывался» на непонимание и в чем-то обиду друзей, когда говорил им: молодые прийдут, не мы. Молодые, над всем прикалывающиеся, переписывающиеся на форумах «подонковским» языком, пишущие на своем жаргоне хронологию времени лгунишек. Знающие два-три языка, работающие по двенадцать часов в день, успевающие при этом заняться бытовым сексом и мелкой выпивкой. То есть это – мы; всего лет двадцать-двадцать пять назад. Это — дети наши и дети этих самых упомянутых выше лгунишек. Мы-то уже «проехали» в массе своей. Наше дело в большей степени – разобраться и разъяснить обстоятельства, а также оставить воспоминания (чем и занимаюсь). В истории всегда на стыке эпох имеется «потерянное поколение». (Между прочим, часто оно неплохо живет и попадает в периоды свободы речи и других видов свободы).
    Даже если лгунишка сбежит за рубеж, что это меняет? Там его и поправят. Налогами и другим порядочным законодательством, от которого дядя взвоет, ежели в России у него промысла не осталось. А в «блогосфере» он давно известен, и не всякий сынок захочет стать столь же известным, как папочка.
    Нам-то что остается? Вот я, вроде как специалист какой-никакой, стал востребованным, когда российские «управлямцы» стали понимать – всеобщий песец уже совсем близко, — и о нас вспомнили. Ну, я «влился», стал участвовать в «бизнес-процессах».
    Встал на одном известном предприятии вопрос – нужно ускорить работы и желательно привлечь подрядчика, самим не справиться. Подрядчик вскоре нарисовался. (Система подрядных организаций в мире работает успешно и разносторонне – ну ведь логично, чтобы сапоги латал сапожник, а пироги пек пирожник, и они оба были в своем деле высокими специалистами. Но не у нас. Наш сапожник ломит за свои скрипучие кирзачи цену как от Гуччи, а пирожник спер торт из соседнего ресторана, и торт этот просрочен месяц назад). Что нужно сделать? Встретиться на предприятии, провести анализ проблем и обстоятельств, рассчитать стоимость работ и в случае обоюдной выгоды заключить договор. И действовать. Но на это мне было заявлено – ты не бизнесмен. Прикиньте там на пальцах выгоду и пусть только оборудование на место привезет – после мы из него веревки вить будем. Но подрядчик оказался хитрее – оборудование не привез. Вот так и сработали бизнесмены, вничью, ко всеобщему удовлетворению – никто никого не обдурил. А предприятие, потеряв время, теперь решает проблемы самостоятельно, залезает в долги, люди разбегаются. Вообще, сейчас смысл использования специалистов понимают не везде. Зачем они, в системе всеобщего воровства? тут нужны «свои люди», а не специалисты. Три варианта. Либо — чтобы не воровал у нас; либо — чтобы воровать вместе; либо – чтобы нам своровать, а на этого свалить. Я в последнее время не видел, чтобы на какой-либо должности происходила нормальная передача полномочий, документов, договоров. Чтобы ввели в кабинет, показали, рассказали, пару недель постажировали сменщика; нет же, сменяющие друг друга люди вообще не видятся – этого выгнали и чтоб завтра не было, этого приняли и чтоб завтра приступил. Как в тюрьме, где все — негодяи, не заслуживающие доверия. Суть процесса никого не интересует. «С сегодняшнего дня вот этот мерзавец будет вашим начальником».
    Глупо. Дураки. Ставленники. Если бы только на моей памяти это было один раз; но это происходит постоянно. У всех сейчас высшее образование – но у меня, как специалиста, совершенно иные взгляды на сферу деятельности, которую я продумываю и просчитываю, а они — руководят. Что делать с производственным предприятием? Я говорю – производить товар; они говорят – прирастить капитализацию и продать. Как понять эффективность работы предприятия? Я говорю – анализировать производственный процесс и затраты, проектировать дальнейшую работу и прогнозировать прибыль; они говорят – работать с моделью (это большой разветвленный файл, составленный финансистами). Где брать средства на модернизацию? Я говорю – планировать резервы из собственных средств; они говорят – взять очередной кредит в своем же банке (и понятно, куда кредит этот денется).
    Азия. Пайцзы на сбор дани и ерлыки на княжение. Такой бизнес.
    Сам же я прекрасно пониманию, что, бросив в свое время профессию и прозанимавшись лет пятнадцать торговлей и обеспечением международного «бизнеса», я никогда бы не занял должность начальника отдела в управляющей производственной компании. Это возможно только в «смутное время», подобно тому, как в двадцатые-тридцатые приходила «красная профессура» на очищенное лгунами и ворами от реальных, заслуженных специалистов, место. На моем месте должен был бы сидеть человек, который бы пятнадцать лет до этого дослуживался.
    Мы, пожилые специалисты, никогда уже не станем ни политиками, ни серьезными администраторами, и наше дело – ворчать под нос и делать свое дело настолько профессионально, насколько мы на это способны. Но ведь так уже было в Советии. Советская промышленность и наука поднялись на известные высоты благодаря работе униженных и оскорбленных российских специалистов и ученых. Слово они свое сказали так или иначе, когда говорить было нельзя. Сейчас можно и нужно, и поверьте – внешний мир нас не оставит… предварительно выкачав из нас и нашей страны все, что сможет. Потом, когда у нас жахнет суперкризис, что выразится прежде всего в недостатке людей любых профессий, нам скажут – ну, хватит, наигрались, детки. Переходим к внешнему управлению. Начнем с заселения вашей, ага, негодной для житья территории. Кому там не живётся, говорите? На выход, ребятки. На пенсию и на кто что украл. А вы заходите с рюкзачками, товарищи азиаты, вот вам долгожданные рабочие места.
    Мы же будем – в качестве сопровождающих, гидов для квалифицированных европейских управленцев. Шерпы, гольды, Дерсу Узала.

    Кстати, о начальниках.
    Настоящий начальник должен обладать тремя главными качествами – невежеством, наглостью и неуважением к подчиненным. Невежество заставляет его считать управляемое им дело главным во всем мире, наглость помогает ему делать это дело, невзирая на любые обстоятельства и какой-либо здравый смысл, а неуважение разрешает ему подчинять желания других своему без моральных ограничений.
    Шутка, да.

    Размявшись «на кошках», перейдем к вещам помасштабней. Я вначале хотел с политиков начать, как обычно. Для отечественных политиков "сырьевая" тема исчерпана. Всё, большего они не стоят. «В списки». Тема зарубежных политиков выйдет сама собой, по ходу рассуждения. Давайте пока про историю и культуру.
    Наконец-то пришло понимание к современному человеку: официальная история – брехня, написана «на потребу». Это не значит, что историю нужно отставить. Из истории нужно брать полезное. Сейчас резонно спрашивают – а были ли Сократ, Платон, Фидий, Августин? Да конечно, были. В том или ином виде. В этом нет сомнения, потому что мы видим результаты их деятельности в культуре человечества. Потому что если бы Платона не было, его следовало бы выдумать.
    Платонически нужно подходить к пониманию этого.
    А врать не надо. Не надо стараться заработать на истории, поняв, что уже заработали другие. Ну и что, что они врали? а ты не ври, крепись.
    А они все врут и врут. Про древние культуры, эпосы, великих завоевателей и при этом еще и астрономов; туркменбашей, великоукраинцев и хохлобудд, берестяные грамоты находят матерные, бронзовые маски, аккуратно подрезанные «болгаркой», складывают стены тринадцатого века из ташкентского кирпича, а пятнадцатого – из подольского, находят величайшие сокровища народного творчества на чердаках одворянившихся проходимцев (вот куда их нужно прятать, чтобы фальсификаторы не нашли бесценные дары прошлого!), изобретают языки и национальных героев; и получают гранты и премии, и добросовестно их отрабатывают. Указано сверху, что «было» – найдем. Получили территорию для раскопок – накопаем. Составим план и отчитаемся о результатах. Есть герой, но нет биографии – найдем биографию. Есть черепок – найдем вазу. Есть фундамент – реконструируем дворец вплоть до будуара распоследней фаворитки. Есть воспоминания, но нет документа – найдем на чердаке. Есть документ, но нет воспоминаний – вспомним.
    Как известно, историю пишут победители. Я бы сказал по-другому – историю пишут те, кому нужно оправдать свои деяния. Победители России были мелкими ренегатами, поэтому так убого описаны последние годы ее существования. Отсюда и все эти враки про Распутина, про слабого царя, стрелявшего по воронам и изменявшего жене, про мудрое крестьянство, полудурков — интеллигентов-народников и мыслящий прозорливый пролетариат.
    Герцен, Плеханов, Ленин, Керенский, Троцкий и другие лгунишки – платные авторы политических статеек, подведомственные литераторы во главе с Горьким, А.Толстым, Щеголевым, и их объединивший союз лгунов советских писателей – вот им и подобным мы должны быть благодарны за нашу новую историю и то, что имеем под видом старой. Это я назвал фамилии некоторых «начальников отделов», а у нас была и есть огромная индустрия по производству "политической истории" (так и пишут; на воре шапка самовозгорается).

    Кстати, о пролетариате мысли.
    Маркс, английский журналист, политический обозреватель, выходец из еврейского мещанства, женатый на дворянке, — этот понятно чего хотел – зарабатывал всячески. Ну, тут понятно – профессия. Еврей все делает профессией, ремеслом, и поднимается в своем ремесле до самых высот, если не отступает от этого принципа. (Тут возьмите хоть Эйнштейна – хоть Дизраэли, хоть Ленина с Троцким). При этом Маркс все же не сходил до уровня той анти-интеллектуальной среды, которая не смогла победить во французских революциях и мелких европейских бунтах, но в свое время поглотила Россию. Пролетарии пролетариями, но Маркс меру знал.
    Ну, Плеханов, Бакунин, Лавров – люди морально подгнившие и, видимо, наивные; повелись душой на тему и жизнь ей романтически посвятили.
    Но эти, которые добились смены власти и некоторое время руководили потом всем этим… «Эсэры», «кадеты», «лучшевики» обоих видов… Люди с моральным прибабахом и наивные беспринципные лгунишки, взятые в оборот событий…
    Я прочитал их исповеди, написанные после того, как все случилось. Естественно, в попытках оправдаться. Естественно, в попытках запечатлеть себя, любимого, во всем белом среди этой чертовщины, в коей уж я-то не участвовал, а только хотел, как лучше. Как они все похожи — ничто не ново под луной. Как похожи сценарии всех революций. Но только одной из серьезных европейских держав довелось приобрести вот такую историю в конечном итоге. Но почему так получилось?

    Немного отступлю от темы. Как-то еду на машине и слушаю радиостанцию, работающую по части рок-музыки. Ди-джей рассуждает об одной старой группе, блиставшей в восьмидесятые годы и изредка собирающейся для концертных турне; восторгаясь, лепечет – вот бы встретиться с ними всеми на интервью, посмотреть, как они выглядят. Я думаю – да как выглядят? Старые волосатые придурки, подкрашенные, в гриме, в кожаных косухах, перстнях и цепочках, кривляющиеся, корчащие рожи и неприличные жесты, хихикающие, пускающие всякие глупости и непристойности. Как они все могут выглядеть? да все они выглядят одинаково – имидж у них такой. Профессия.
    Отработают свое и пойдут домой, к семьям. И оперный певец, сняв фрак и бабочку, сядет в такси и поедет к семье или друзьям. И артист балета, сняв трико с ватным гульфиком, поедет… ну, вряд ли к семье – к другу любимому, наверное. И артист театра, сдав реквизит, тоже поедет по своим личным делам. И футболист, сняв трусы с логотипом своей команды и бутсы с логотипом поставщика спортивной формы – по своим. Вся наша жизнь – игра. Но игра не есть жизнь, это надо понимать и чувствовать.
    Игра – это ведь тоже, в общем-то, по сути, враньё. Не случайно известное отношение религиозных людей к актерам, лицедеям. И не надо всю жизнь игрой увлекаться – побаловаться можно в молодости всерьез, а потом нужно понять, что это только развлечение для души. А не то затянет – либо игра станет профессией, либо верить будешь ей слепо всю жизнь.
    Люди любят оперу и балет, — а это, ведь, по сути, «понты» те же. Люди непонятно что поют и про что, голоса не натуральные, костюмы и ужимки неестественные. Не так все в жизни и не похоже ни разу. А классическая музыка? «Уху приятно», но весь антураж — это снобизм один. Надо это сознавать. Все люди стремятся к красоте и гармонии; но великий дар – понимать, что вот досюда – красота и гармония, а вот отсюда – ремесло и снобизм. Это трудно, но для понимания этого достаточно иметь в себе: «не сотвори себе кумира». (С футболом или биатлоном попроще понять будет).
    Надо сознавать, что «народные» песни и пляски созданы высокопрофессиональными людьми, а не мельниками и не пастухами. Точно так же, как история создана не рядовыми монахами и летописцами. Те, кто понимает это, сильно не переживают, видя девушку в бикини с электронной скрипкой, тех же рок-музыкантов или того же футболиста в трусах нестандартной длины. Время идет, правила игры меняются. Сегодня ритуалы одни, завтра будут другие – ну, что ж, договоримся… Более других это понимают американцы, находя историческую нишу всякому эксперименту и стараясь поставить его на коммерческую основу – ну, торговцы, предприниматели. Европейцы из всего создают заповедники – клубы, общества, фонды, партии – ну, эстеты. Но с пониманием того, что все это — игры, и все временно и преходяще. Ладно; раз так, и повеселимся, и блага приобретем. А если некую недоразвитую нацию разведем на футбол или какое-нибудь «евровидение» — тут двойное удовольствие. И прыгают, и денежки платят, и всё от души, искренне.
    Но всё же насколько серьезно у советских людей отношение ко всяким таким заморочкам! С каким упорством они вглядываются в телевизор, где высвечивается концерт классической музыки, парад, демонстрация, историческая передача. Лучше не говорить ничего критического – нарвешься. «Не замай», святого не трогай. Все равно что бразильцу или испанцу сказать что-нибудь спорное в отношении его любимой футбольной команды. (Кстати, как же усиленно у нас футбол стал культивироваться. Свои все никак не оправдают вялые наши надежды, так мы иностранцев накупили; ну, стало действительно поинтереснее. Народ уже за «Челси» болеет, изучает таблицу чемпионата Англии – типа, наши.
    А биатлон. Да это просто политика! Лучшие комментаторы соперничают за право причастности. Там, кстати, уже гениталии показывают. Это признак важности темы, и очень усиливает интерес).
    Три года подряд по кегебешному каналу идет как бы историческая передача про вторую отечественную войну. Прочитывается советская хроника по дням и фронтам. На экране прокручиваются кадры, приблизительно соответствующие этапам войны, но отношения к тексту не имеющие. Тома официальных подготовленных сводок зачитываются, а люди смотрят в надежде хоть что-то понять про своих безвестно потерянных родных. Часы эфирного времени. Красные стрелки, разбивающие черные фронты и заштрихованные черным пространства.
    (Не будет там фамилий ваших родных. Вы никогда не дождетесь там конкретной информации про 2-ю ударную армию, Крым, Невский пятачок, Ржев, Сталинград, Будапешт).
    В нашем советском понимании часто мелькающие на экране личности значат нечто большее, чем просто люди на должности или в своем увлечении. Артистов у нас знают все от мала до велика, в них играют дети, про них сочиняют анекдоты и поговорки. Козловский, Лемешев, Кобзон, Пугачева и т.д. – люди-легенды. А политики – это небожители и вершители судеб мира. Горбачев, Путин, Буш, Обама – пророки отечества, их предполагаемые личностные качества анализируются в советском уме, делаются выводы, на этом строятся прогнозы – что ждет мир в будущем.
    Думаю, как раз это идет от русской истории и на этом нас поймали европейцы. Врать надо уметь, если взялся, но надо и быть ко лжи готовым. А русские наивны, как всякий молодой и замкнутый на себя народ. Убрать мыслящий класс – и остальным лапшу по ушам развешивай. С одинаковым энтузиазмом твердят и символ веры и моральный кодекс коммунистов.
    Наивность – признак молодого народа, деревенского, доверяющего ближнему. Все друг друга знают, воровать и обманывать несподручно; этим занимается только пришлый. В сельской Греции до 90-х годов в небольших городках и селах не было дверных замков. Как пошло объединение Европы и повсюду пошли толпы нищебродов – албанцев, турок, африканцев, — замки стали раскупаться так, что одно время стали дефицитом. У нас в деревнях Карелии и Поморья до сих пор замков нет. Все свои… пока что.
    Россия к ХVIII веку успела организоваться на общинных принципах, на этом создать сильное государство и с этим пошла "качать права" в мировом масштабе. За это получила такой заряд отравленной европейской политики, что русским хватит лет на двести-триста. Больше того – история русских, в отличие от французов или англичан, деформировалась необратимо, подобно истории Индии и Китая. За это. Назвался груздем – а ведь ты сыроежка.
    А что Европа? там что, все по-честному? Да нет, они все свои истории тоже едва закончили писать в прошлом веке. Теперь попробуй подступись. Американцам проще – вся их история известна по продолжительности, здесь только скелеты по шкафам аккуратно рассортированы, засекречены и — тоже не суйтесь. Демократия у нас, и всё тут, не ваше колониальное дело. Лучше с нас пример берите, а не то мы сами прийдем вашу историю подправлять.

    Много врут все. Ну, хочется же. И хочется себя, любимого, запечатлеть в истории. «Академик Александров». «Академик Минц». Бамц. Библиотечным штемпелем «для служебного пользования» на бесценный манускрипт.
    Поразительно то, что человек, завравшись, начинает самого себя убеждать, что это всё, наверченное – правда, правда. Беда в этом будет даже не твоя – ты-то человек уже потерянный, а последующие поколения затратят громадное время и энергию вначале на приход к пониманию истинного положения дел, а затем на распропагандирование вранья. А в это время они могли бы совершить открытия, продвинуться дальше в понимании мира. Вот все эти «младотюрки» и «младоукраинцы», все эти талибы истории с сотнями работ, диссертаций – это всё куда? Люди думают, что занимаются историей, а они уже интеллектуально потерянное поколение. (К слову, кто не знает: «талиб» – это студент медресе. Делайте выводы о перспективах мусульманской цивилизации. Касается всех мусульман в прямом и переносном смысле).
    В фундаментальной науке за подлог и подвирание – навсегда отставляют от серьезной деятельности. Даже из лаборантов выгоняют. Можешь потом всю жизнь тусоваться в комитетах или даже в «контролирующих организациях», или даже статьи писать – пробирку или осциллограф в руки не дадут. — Ой-ой, извините, дайте-ка сюда… простите, ради Бога, забыл убрать… чайку, может, господин профессор?.. Вот, допустим, в Советии, открыли новый элемент  – давайте назовем его именем такой-то личности. А в международном комитете говорят – да нет, называйте у себя как хотите, а в периодической таблице этого имени не будет, потому что личность эта – советский чиновник, а не великий ученый.
    И таки не дали. И даже гору имени кавказского абрека пришлось переименовать. Не ваше. Город назвать можете, а гору – нет. Не вами создано и не абреком.
    (Одну очень известную гору все же называют именем одного геодезиста, хотя и всё реже. Но, кажется, только потому, что фамилия у него – обычнейшая).

    Кстати, еще про абреков.
    Немало странностей в биографиях политических деятелей — сыновей крестьян и внуков кремлевских поваров, великих разведчиков, докторов математики и других наук. Конечно, сейчас не то, что в начале века, до тридцатых-сороковых годов, когда мир развивающихся и разваливающихся государств наводнился людьми с псевдонимами и, наоборот, типовыми фамилиями, — авантюристами всех видов, стремящимися захватить власть и материальные блага. В старые времена достаточно было уничтожить запись в церковной книге и несколько свидетелей – теперь посложнее. Архивы и базы данных делают свое дело, а компромат (чаще всего более похожий на правду, нежели официальные версии для массового потребления) выбрасывается в информационное пространство. Поэтому иногда проходимцу не удается дотянуть до почтенной старости. Так было и будет, и ничто не ново под луной. Только сейчас мир действительно стал более открытым и правдивым.

    Ну и что, скажете вы на все это; тебе-то что? А ты сам, что ли, не врал и не подворовывал? И что тебе все эти лгунишки и воришки? живи ты сам по себе, а они как хотят, и всегда так было, и пусть будет дальше мир и подобная гармония.
    Нее, дядюшки-тётушки. Я, допустим, и врал, и воровал, а только это не значит, что это правильно; и это не повод, не указ мне об этом не говорить. Это не правильный аргумент: «молчи, ты сам такой». А вот, допустим, я сам такой, а об этом говорю. Дело-то не в этом. Если мы хотим спокойствия и благопристойности, то это одно – и тогда, таки-да, нужно заткнуться. А если мы хотим истины, то это вопрос другой.
    Вот именно поэтому из науки за вранье и выгоняют. Чтобы не уводил с пути истины. Что такое истина, об этом я писал; в науке это общее представление, общее понимание личностей, изучающих какой-либо аспект бытия. И ты своим враньем это представление не порть, время у нас не отнимай, оно не твоё. Наука вообще на данный момент наиболее динамичный и бесспорный вид познания действительности, поэтому-то в ней все строго. Одно дело, если ты заблуждаешься; но если конкретно и сознательно соврал – иди на хрен. Даже у нас, и хоть в любой самой отсталой стране – ага, «в павлины». Ходи с распущенным хвостом, сверкай всеми титулами придуманными – профессор, доктор, «лавреат»… "Павлин. Семейство — куриные".
    Что происходит, если ты врешь по части истории? (Хорошо еще, если за деньги). Ты, во-первых, помогаешь определенному проходимцу, персонажу совершенно не положительному – реализовывать свои замыслы. Он под них идеологический базис подводит, пишет свой майнкампф и к должности подбирается. У нас и так достаточно поводов для войн и убийств, а ты еще этому способствуешь. Отсюда, глядишь, и ты свое участие принял в какой-нибудь маленькой революции или войнишке.
    А если, скажешь ты, я для общественного блага стараюсь, хорошему человеку помогаю? (Во-во, я про деньги и говорю). Ну, есть такой отмаз; известен тезис – «ложь во спасение». Только хорошему человеку, как правило, ложь не нужна. Сознательно оговариваюсь – «как правило»; считается, что есть нюансы, исключения — вопрос только, как определять, когда приходится от этого правила отступать. А отступать и не надо; это правило и есть золотой закон человечества, или же кантовский императив – это как угодно. От него нет отступлений, есть только ошибки, они допустимы. Ложь во спасение можно применять только для действительного спасения – но тогда потом, когда временно оправданная цель достигнута – нужно это объяснить. Нет объяснения – значит, ложь состоялась.
    Каста людей, называемых политиками и «общественными деятелями», в большинстве своем особенно не озадачивается вопросами лжи и истины. У «этих» цели в первую очередь другие, практические, а уж потом общественные. Политик не всегда напрямую желает дома твоего, жены твоей и всякого скота твоего… но при случае всегда прихватит. А уж желание почести и славы — «медные трубы» — это вообще-то главный стимул для того, чтобы заняться общественными делами. Глядишь, у тебя не одна похоронная табличка в итоге, а еще и другая, на углу улицы твоего имени. Слава хотя и дым, но как ведь хочется прогудеть и пронестись мимо простолюдинов дымящим с искрами паровозом!..
    Вообще, умный и развитый человек может помешать исполнению примитивных желаний – денег, власти, славы. Поэтому отношение к науке и культуре у государственных деятелей двоякое; с одной стороны, люди умные понимают необходимость прогресса и постоянного совершенствования – но, с другой стороны, как же задолбали эти правдолюбцы, а! не развернешься с вами! И поэтому программы государственного и культурного развития сопровождаются некими другими программами, ограничивающими возможности людей культурных. Потому что о государстве и культуре думают те, а распоряжаются – «эти». «Йети». Всех мы их знаем и видим. Все – веселые жизнерадостные попрыгунчики, со странными биографиями, ботоксом и косметическими подтяжками, секс-скандальчиками, выигранными в пару процентов выборами в самых разных уголках мира, начавшего уже уставать от тяжкого груза собственного идиотизма.

    На примере нашей пост-советии (заповедник развитого феодализма) хорошо видно, как создаются подобные программы. На уровне законодательства. С учетом заранее известных людей.
    Я несколько лет работал в тесной связи с таможенными чиновниками. Вот, наблюдал с интересом, как «пирамида таможенного законодательства» строилась у нас продуманно и планомерно, и перестраивалась по мере прихода новых людей и требований. И на этапах законодательного согласования в парламенте, и на этапах разработки внутренней документации и распределения полномочий. У верхушки находятся определенные личности, имеющие доход, приходящий с нижних этажей пирамиды. Это и откаты (это главное, это прежде всего; это самая эффективная и понятная форма дохода), и государственные оклады, и сопутствующая коммерческая деятельность – все это подчинено строгому порядку распределения мзды за существование этой организации.
    (Кстати, на украинском диалекте более ясно, нежели азиатская «таможня» (тамга, печать на товаре, обложенном данью) дается суть названия. На украине таможня – «мытня», а пошлина – «вымога»). Хотя структура эта формально государственная, но ключевым ее звеном является таможенный склад, на который хозяин груза вынужден помещать товары. А он коммерческий. Всё, дядя, вот так вот. Ну а если «ФГУП», то там тебя зафгупят «процедурами» мудрого законодательства до печёнок, и ты все равно выдашь то, что от тебя требуется. Не, у нас проще там, где денежки даешь напрямую, а не по государственному закону. И «без документов», как правило, везде дешевле. Потому-то у нас народ и не возмущается, что за все время после разложения «союза нерушимых» новое государство не способно организовать такси со счётчиком. Ясно, что дороже будет, если все же, не дай Бог, напрягутся подонки и смогут.
    (Герцен, с определенного времени имевший возможность наблюдать Россию извне, ядовито изрек, что если жить в ней по законам, жизнь была бы совершенно невыносима. Ну, вот, мог бы теперь порадоваться. С тех пор мировое сообщество ушагало в развитии законов от нас уже на сто пятьдесят лет, а мы вернулись к концу века девятнадцатого. Молодое государство, с законами, но только уже без общинного самосознания и государственной идеи).
    Еще пример. Вездесущая и всюду лезущая сертификация (как у нас сертифицируют и лицензируют, знает всяк туда входивший, но дело не в этом). Например, при разработке новых стандартов на щебень были учтены интересы определенных предприятий, выпускающих щебень из определенных горных пород. При этом логический смысл дела и физические качества этих пород, естественно, были попраны. Ну, это у нас не главное. Главное – это люди.
    Вообще, любая контролирующая государственная организация в РФ имеет несколько подконтрольных частных фирм. Эти фирмы консультируют предпринимателей, неспособных преодолеть немыслимое обилие законов, регламентов и методических указаний, а также помогают эти законы и регламенты обойти или смягчить. И эти фирмы создаются уже на этапах принятия этих законов и регламентов. Ну а как же – должны же эти приносители дохода как-то работать. Несмотря на мудрое законодательство. Я бы не сказал, что подобные системы кнута и пряника делаются неразумно – наоборот, иногда ко мне приходит восхищение видеть, как левая рука выписывает индульгенцию на список грехов, начертанный правой.
    Лживый мозг двурукого законодателя снисходительно усмехается над моим восхищением. «Люди работают».
    Обилие расплодившихся, подобно саранче в хороший для саранчи год, менеджеров и финансистов характерно не только для нашей страны. Для подавляющего большинства менеджеров мира не совсем понятно, какое значение имеет наличие в структурах их фирм хотя бы одной офшорки. Офшорка – это всё, приговор. Это диагноз; можно не говорить о государственных программах, корпоративной миссии, видении целей и задач. А также о совершенстве существующей системы управления мира. И если ты менеджер или финансист, обученный по системе «бизнесового» образования, то дурак ты и профан, если ты смысл офшорки не поймешь и не замечтаешь о собственной.
    Ну а теперь посмотрите, сколько как бы государственных предприятий в нашей России, офшорок не имеет.

    «Это наша Родина, сынок».

    Но офшорки – это не только беда второстепенных государств, подобных нашему. Это только относительно видимая часть айсберга, причем такого веселенького на вид. Сам айсберг — это олигархическая частная собственность. Система, призванная обеспечивать уход от налогов и признанная современным мировым сообществом, означает, что люди в мире не равны по-прежнему, почти так же, как и в ушедшее время социальных слоев. Дворянство отсутствует формально. За соседним столиком в кафешке может сидеть дворянин или даже потомок королевского рода, у которого ты можешь спросить дорогу до местной достопримечательности, какой-нибудь кривой падающей башенки. Но эта достопримечательность может находиться на земле этого дворянина, принадлежащей ему, и даже по документам. И уплаченная за тобой за посещение башенки сумма пойдет ему в доход. (Кое-что и с кафешки перепадет). В мире до сих пор имеется огромное количество земель и так называемой недвижимости, принадлежащих частным лицам.
    И денег, находящихся в беспрерывном обороте ради их сохранения; далеко не всегда обдуманно вкладываемых в нужные дела, а благодаря банкирам и финансистам – создающим пресловутый всемирный финансовый пузырь, за который всё-таки решили браться – но пока очень осторожно.
    Конечно, осторожно. Потому что благодаря прямой, без посредников, системе общения, данной миру интернетом, кое-какая молодежь начинает догадываться, что мир живет по прежним правилам, и она этим недовольна.
    Революций все уже изведали, никому не надо. Кроме того, «все взять и поделить» будет неверно – слишком еще неравен интеллектуальный и культурный уровень.
    Государства-дураки – Советский союз, «Третий рейх», Корея, «Кампучья», некоторые африканские, мусульманские «племяобразования» – явили миру в двадцатом веке результаты своих идиотических социальных экспериментов. Не надо больше. «Не надо» — очень намного; на сотни миллионов жизней; на марксизм; на множество художественных и аналитических интеллектуальных произведений; настолько, что до тошноты иногда. Но вот очередное политическое событие, очередная партия, очередная статья, очередная резня на локальной территории – и понимаешь – рано менять порядок, рано, надо подождать еще лет… сколько-то… Да и серьезная, глобальная война еще вполне реальна.
    Однако надо бы поторапливаться. Иначе миллионы жертв потребует природа, и об этом нам намекает наука экология. Гадим-то много, непредсказуемо много.
    Большим мировым собственникам нужно переставать лгать про демократию и просто делиться, как это положено при демократии. А большинству из них – и заканчивать воровать. Не то руки различных радикальных деятелей до них снова дотянутся.
    Эти собственников всего-то осталось несколько десятков тысяч. Их имена не всегда на виду, но это и не важно. При желании, цифры и документы поднять легко. В России и всей Европе большинство уже "раскулачили", и они подчиняются общим законам. Прежде всего – вообще не раскулачены англичане, есть немного франко-швейцаров. Азиаты – у этих всё проще, тут всё локально и все на виду. Чуть-чуть осталось в Америке, но американцы не позволяют нуворишам раскручиваться до невменяемого состояния. Завравшийся и заворовавшийся — отстраняется от влияния на государственные дела, как правило, еще на подступах к серьезной власти, а потом подвергается раскрутке на благо общества. Ну, а доживет ли наше государство до понимания того, что нельзя пускать во власть проходимцев?

    В советской России ненормальный, «классовый» принцип формирования государственной элиты был задан в революционные времена. Но он не был лживым. Вообще, дурак — честен. Личное обогащение в советии порицалось, как ни в какой другой стране. (Ну, действительно, зачем дураку богатстство?) Ложь была, да; лгали простым гражданам об окружающей действительности. Знаете, с высоты (или, хы, глубины) прожитых лет мне кажется, что это происходило как-то стыдливо. В адские двадцатые-пятидесятые годы руководящий слой страны, выходцы из малообразованных сословий, утвердившись у власти и сменив собой профессионально мыслящих специалистов, не представлял себе, как аналогичная структура выглядит и работает в нормальных государствах. (Но – несмотря ни на что, подворовывали; следовательно, не все было потеряно). В шестидесятые и далее – уже представлял; все-таки «железный занавес» уже был не столь железным. И пропагандисты хорошего уровня, объяснявшие гражданам реальность «в нужном виде» — политики, журналисты, телеобозреватели, — несколько стеснялись врать – это наблюдалось по их лицам, глазам, ужимкам. Вот они сейчас и выступают с экрана с иными речами, рассказывая нам, как все это воспринимали. Ну, дескать, не могли иначе – семья, дети… моральные принципы (!) – в смысле, — сомневались, но верили все же в справедливость внушаемого – типа, так было надо во имя будущего.
    Все-таки в нас гены потомственных христиан, а в подавляющем большинстве – гены потомственных русских. «Моральный кодекс строителя коммунизма» прям и честен, это и есть кодекс честного дурака. Не было в нас оруэлловского «двоемыслия» и кафкианского абсурда – это «окультуренные» идеи злых интеллектуалов, не нашей деревни история.
    Кафка дописался до того, что завещал свои произведения не публиковать. Но, однако, ничего, как Гоголь, не сжег. И, естественно, опубликовали… «я-то ни причем, это они всё»… Еврей прощается, но не уходит.
    На Оруэлле и ему подобных стоит остановиться поподробнее.
    Англия конца девятнадцатого – начала двадцатого века – это действительно империя лжи, и только оттуда могли вылезать страшилки, подобные Оруэллу, Уэллсу, Киплингу. Лживые интеллектуалы, со сверхидеями мирового господства, невысказанными впрямую – но так видно, что хочется. Это вам не Толстой – русский добрый мятущийся простак, не Розанов – блаженный жизнелюб, не французские женоподобные любители опиума и абсента, и не Ницше – очередной честный немецкий дурак.
    Для Англии лицемерие всегда было характерно. Вот поэтому они и первые люди в политике.
    Понятно, кто вторые. Страна, названная именем полупридуманного бродяги, которая почему-то этим именем гордится. Но там вовремя и многому у Англии научились.
    Киплинг писал о белых английских хозяевах земли, романтических дорогах на Мандалай, мятущихся местных маугли и угрюмых медведях, с которыми надо вести себя построже, и дураках русских, спроста норовящих дать по морде буддийскому святому. «Друг Советской России» Уэллс, автор страшных сказочек про мировое господство и человеческое ничтожество, посещал советию, в статьях восторгался Лениным и новым «прогрессивным» порядком, одновременно глумясь над утверждающейся бесовщиной. В это же самое время бесовщина вынуждена была покупать в Англии все необходимое за золото, отобранное у бывших русских (тогда и организовались первые наши офшорки). Оруэлл по поручению английского истеблишмента разносил Толстого, осмелившегося усомниться в гениальности Шекспира, и придумал антиутопию по мотивам Советского Союза, союзника и данника Великобритании, в это же самое время ей поддерживаемого.
    Английские сказки переводились маршаками и чуковскими в первоочередном порядке и немедленно вносились в программу ликбеза советской интеллигенции взамен всяких пушкиных и достоевских. А чего, от своих отреклись – получайте от победителей новые авторитеты.
    Пропагандистская сфера влияния «ангельской» Англии (кривда уж в самом названии этой страны; и, может, поэтому они предпочитают именоваться британцами?) – это насаждение подобных идей по всему миру. Британские ноу-хау – это поддержка всяческих безродных социалистов, национальных и религиозных радикалов, нуворишей, проходимцев в различных отраслях деятельности. Всё это всегда замаскировано под естественный ход истории, объясняется потребностями времени и социальным прогрессом и делается на средства самих проходимцев – а зачем королевские деньги тратить. Опыт есть – лет триста уже; было когда руку набить.

    Кстати, о проходимцах.
    Сильно подозреваю, что «международные» бизнес-программы по обучению российских, индийских, бразильских менеджеров несколько отличаются от французских или итальянских программ. Или на завершающих этапах идет фильтрация на «понимающих», коих процента полтора, и основную массу тупых исполнителей схем перераспределения доходов. А ведь у нас во всей постсоветской «управленческой науке», видимо, ничего другого и представить себе не могут, кроме как влиться в мировую финансово-управленческую схему на уровне сырьевого провинциального государства.

    Кому, как не Черчиллю, известна интеллектуальная система мирового управления? Его мемуары – образец воспоминаний умного, весьма насмешливого, не лишенного комплексов, но уверенного в своей правоте и обоснованности выбора, такого вот управленца. И такие воспоминания будут явлены миру по поводу всех этапов мировой истории. А рассекреченные архивы, выданные в информационные сети, дополнят картину. Всему свое время.
    Черчилля, лицемерного подонка, деятельностью которого восторгается весь мир, я вполне понимаю и уважаю (профессионал), и затрудняюсь с ответом на вопрос – кто в моральном плане хуже или лучше – он или советские политические деятели с тремя классами образования, практически не понимавшие, что творят?

    У меня есть друг детства, он всю жизнь прожил в подмосковной деревне. У него сын, неглупый парень, он ладил с компьютером, в конце 90-х после школы он поступил в хороший техникум и неплохо его закончил, с прицелом на нормальную профессию и высшее образование. Но потом он насмотрелся нынешней жизни и начал сам строить свою судьбу, как ему казалось, выгодным и правильным образом.
    Сначала родители отмазали его от армии. Взятку дали не большую, но и не малую.
    Потом он решил идти в гаишники. Туда без армии попасть трудно. Дали взятку, чтобы взяли без армии.
    Только стал он гаишником, как началось сокращение. Кого же сокращать? не заслуженных же сотрудников – дети, семьи, стаж до пенсии – ты-то молодой, у тебя все впереди.
    Дали взятку, чтобы не сокращали.
    Понятное дело, после сокращения в местном ГАИ никаких перспектив. Пирамида выстроена, все, что заработал гаишным трудом, приходится отдавать. Дали взятку, чтобы попасть в хорошее, но не местное подразделение.
    Попал. То подразделение, в котором он работает, обслуживает маршруты «первых лиц» государства. Лиц этих у нас — хоть на рынке торгуй ими; работы у парней много, на большую дорогу их не ставят — некогда. Где ж заработать? А машину ремонтируй за свои, туда-сюда все за свои. Ты ж гаишник, и, кстати, не стыдно тебе в кассу за зарплатой обращаться?
    В довершение всего, парень утром на зимней дороге встретился бортом своей личной машины со встречной. Хорошо хоть сам без больницы обошелся, а машина в металлолом. Папа с мамой купили другую машину для сына – а иначе из Подмосковья ему на работу не попасть. А из деревни до электрички как добраться — купили и себе подержанную «девятку» (одно это уже проблема). Папа на двух работах охранником, кроликов растит и картошку мотыжит, только на работе и спит; мама работает сутки через двое, а в другие дни на рынке торгует. Дома бабушка парализованная лежит. У папы с мамой голоса охрипшие и темные круги под глазами. Долгов – выше крыши. Но сын на престижной государственной службе устроен.
    Не типовая ли история? Не знаете ли вы подобных линий судьбы у ваших друзей и знакомых? Особенно из тех, кто еще надеется на это государство и до сих пор от него не отделился по максимуму?
    А что ему вообще нужно, государству этому? Ну, вот, полиция – гарант соблюдения порядка и законности в государстве. Это должно изображаться. Лгунишки говорят с экрана, что большая часть полиции всех видов – честные труженики. Но в действительности там вообще невозможно работать по честным правилам и туда только из-за левых денег и идут. Гаишники окучивают водителей, охрана порядка обирает гастарбайтеров и вообще не-местных, пьяниц и подростков, участковые торгуют квартирами, следователи обеспечивают «правильное» ведение дел. Такова жизнь, и все это знают. Честных — единицы, о них рассказывают, как о видении ангелов. Распределение доходов от низов до верхов выстроено по принципу дани и «крышевания».
    Любая государственная структура сейчас выстроена подобным образом; на нижних этажах – откаты и протекционизм, на верхних – собирание дани с подконтрольной деятельности и участие руководителей в коммерческих структурах, связанных с этой деятельностью. Прибы за вычетом налогов распределяется среди «акционеров», расходы ложатся на обывателя в виде тарифов на государственные услуги. (Простой и всем известный пример – это РЖД, подразделения этой организации страшно затратны, малоподвижны и малоэффективны, все пропитаны протекционизмом – но это государственные монополист, и система работает, за счет тарифов на перевозки. Дело уже подходит к уравниванию стоимости билетов на поезд и самолет по отдельным направлениям). А чтобы обывателю чего-нибудь получить от государства, нужно дать взятку его чиновнику – иначе труба, тупик, годами будешь ходить по инстанциям. Порядок получения разрешительной документации таков, что все делается годами.
    Нет стимула что-то изменить. К сожалению, нынешнее наше государство и не ищет этот стимул. Вместо того, чтобы раскручивать контролируемый механизм соперничества, противоречий различных политических групп, ведущий к решению этих противоречий – что уже триста лет как практикуется развитыми государствами – оно старается законсервировать в себе полусоциалистический порядок, в лучшем случае пытаясь изобразить из своих сотрудников подобные группы (псевдонационалисты, псевдолибералы, псевдоспециалисты, псевдоолигархи, псевдомодернизаторы). Неужели люди настолько привыкли ко лжи, что окончательно потеряли ориентиры, не понимают своей некомпетентности и неспособности это организовать своим скудным умом?

    И эпилогом – офшорки.
    «Это наша Родина, сынок»… Так что делать-то?
    Когда Солженицын пытался что-то посоветовать «перестраивающимся» россиянам, он начал с того, что надо «жить не по лжи». А у нас все лгут.
    Гимн лживой страны, переделанный на новый лад, и мумия разрушителя истины – это атрибуты лжи. Ну, это можно оставить, но нужно объявить во всеуслышание – экспонаты, мол. Это для начала. И при этом поменьше официоза и серьезности. Снеговиков у нас каждую зиму лепят, а соломенное чучело издавна жгут весной на масленицу, а ведь это были лет двести назад серьезные религиозные объекты (да-да, именно снежная баба и соломенное чучело!) — и ничего. А вот некомпетентных вертухаев, потомков вертухаев, надо бы долой. Это по-серьезному. Мы на них насмотрелись. Они только врут и воруют, и это значит – плохие и ненужные они люди.
    Потомки тех, кто разрушил нормальное государство, ничего не меняют в феодальной псевдоструктуре распределения доходов, которую они стараются выдать за «республику» и «демократию». Но пока в стране есть духовная ложь, до тех пор в ней будет физическое воровство. Лгунишки и воришки никуда до тех пор не денутся отовсюду.
    Я не надеюсь ни на какую пенсию от государства, ни на какое-либо нормальное транспортное обеспечение, ни на приемлемые для всех цены, законы, информацию. Не лгите мне. Что накоплю и на что хватит сил – на то и жить собираюсь. Хватит ли – не знаю. Да чего не хватит? Насколько Бог позволит – на то и хватит… Больше и кроме — никто мне не начальство.
    У нас едва только начинаются — самоуправление, самоорганизация, волонтерство, диалог с другими людьми, интерес к иностранным культурам и традициям, анализ информации; — все без оглядки на это псевдогосударство. Само пусть за нами тянется. Лгунишки и воришки нам не указ.
    И, знаете, нам, «россиянам» начала «нулевых» годов, повезло с историей. Нам, выходцам из пока что величайшей империи лжи, — вероятней понять другую, всеобщую структуру и идеологию лжи и воровства, уже всемирную. Это как ребенку из анекдота, случайно зашедшему в спальню родителей в оперативный момент – и эти люди запрещают мне ковырять пальцем в носу?
    Так вот и стоим, оторопевши. Дети мировой цивилизации. Маугли… из царства бандерлогов. Да нам это и наш руководитель сказал на голубом глазу.
    Ну как после этого не посмотреть вокруг себя с подозрением?
    Кто все эти люди?
    А как там у взрослых?

    Мне вначале хотелось, как обычно в моих ранних глумливо-пафосных писаниях с оттенком национализма, вселить какую-нибудь надежду, что ну вот, поднимется когда-нибудь русь великая. Но, учитывая название этой статьи, делать этого не буду. Лукавить, как на Руси говорили, не буду. Лучше бы нам всем чего-нибудь делать, не лукавя, или хоть просто говорить даже, о том, что видится и чувствуется – иногда и этого бывает достаточно. Там подхватят, только должна критическая масса набраться.
    А куда там не достаточно… Да вокруг меня всегда множество правдивых людей – и пусть человек посторонний не подумает, что я на что-то жалуюсь. Я их выбрал, и они меня, и в нашей жизни нет… Ну, правда, приходится иногда и мириться, и даже потакать – но в целом-то… Ну, вы все знаете…

    Для чего я все это пишу и говорю? Своим разумом я хочу быть бессмертным (чёрт бы с ним, с телом). Мне его хочется сохранить, то есть это моё желание, на основе которого сформирована моя идея-чувство. Я верю, и моя религия и надежда – это и разум и вера. Разумом я верю в науку, но и от религии отказываться не хочу – она мое утешение, поддержка души. Ложь и воровство, несомненно, мешают мне и всему человечеству. Я понимаю это, и привожу различные примеры того и другого, «даю наводку», и этим буду стараться противодействовать лжи и воровству. Вот такая современная проповедь. Еще я постарался, как всегда, сделать ее немножко скандальной, но и смешной. И, как всегда, не для главных ее субъектов.

2010-2013 гг.