Что делать

 

ЧТО ДЕЛАТЬ

    Так что делать-то? ну, вот, создал нечто притянутое с разных сторон, описал свои представления, свои ощущения… «Что вижу, о том пою»… Теперь что будешь – учить, рекомендовать, пытаться предсказывать?..
    Не буду. Постараюсь еще раз обобщить свои выводы, ну а дальше, в соответствии с «кантовским» императивом, постараюсь сформировать для себя, что бы я лично делал, если бы от меня зависело всё. Как я всё это субъективно себе представляю. А там уж ваше дело, принимать это близко к сердцу, или задвинуть в ящик стола или на дальнюю полку, и – забыть; как забываем мы что-то ненужное, лишнее для памяти, или же – наоборот, то, что всё тревожит душу неосуществленными мечтами, всё снится, желается, верится – но чему – точно знаешь уже, не суждено сбыться в твоей жизни; и забыть, забыть скорее, чтоб не мучило до самого… окончания.
    И я не предлагаю ничего гениального, и не пытаюсь внушить вам какие-то схемы, теории, сложные логические построения. Я исхожу только из двух-трех основных положений, которыми руководствуюсь – «познай самого себя», «знаю, что ничего не знаю»; ну, и «кантовский» императив, или «золотое правило». Всё остальное – субъективная эмпирика.
    И убеждать кого-нибудь в своей правоте – да Бога ради… Мой друг как-то раз сказал мне – с тобой сложно спорить. На логические доводы ты отвечаешь – а вот я чувствую по-другому; — а вот ты докажи мне, что я не прав – а как ты докажешь, если я ощущаю это по-другому? здесь нельзя подавить логикой, и мне «нужен» всесторонний подход – чтобы я сам, субъективно воспринял доводы. Это для меня и значит – понять человека, а вот тогда я могу доводы принять или отвергнуть.
    (Тем принципиально и отличается современный спор от академического, что всё в нем — «от субъекта». Это далеко не всегда хорошо с точки зрения совместного прихода к истине, — но человек уже достиг такого уровня самопознания, что старается «переработать» доводы исключительно через собственную систему мыслей и чувств).
    И если я действительно хочу понять, то если я не понял – значит, либо не те доводы ты приводишь, либо не определил, что я из тобой сказанного хочу и могу понять. И если тебе действительно нужно меня убедить – ты свою душу передо мной выложишь; а вот тут-то, если ты хоть что-то хочешь в ней заменить демагогией или расчетом – моментально я увижу это. И доказать человеку можно теорему, правило, юридический порядок – но как доказать то, что противоречит его душе, ощущениям, его внутренней истине? Для этого ты должен обратить его внутрь самого себя, внутрь его души; разбудить его, подтолкнуть его к собственным душевным исканиям – и только так он может вынести свое истинное суждение. Но для этого он должен сам, своей душой поработать – а как тяжело бывает побудить человека к этому! И то, что ты донесёшь до него, уже будет не твоими идеями-чувствами, а его личными – они отличаются от твоих так же, как он сам отличается от тебя. Вот ты махнул рукой на него и отступился – да и хрен-то с тобой! ну не понимаешь – и живи себе как хочешь! чего спорить-то с таким; — а это значит только, что нет у вас стремления к взаимному пониманию, или же — вот, несовпадение в расчетах. Но это не значит, что вы, расставшись, ничего не передали друг другу. На свете вообще не бывает ничего, есть только «что-то». В этом нет трагедии; у вас просто мало времени и мало желания понять друг друга. Ну, вот в этой моей работе расчета нет никакого. А если есть какие-то амбиции, то их можно совершенно проигнорировать, как будто их и не было; – здесь от этого ничего не изменится. Не в них суть моей книги.

       Ключевым моментом моей теории человеческого бытия — субъективного реализма — является познание мира через собственную личность. По мере совершенствования религиозного сознания этот путь сформирован в главной христианской заповеди — возлюби ближнего своего как самого себя. В философии — познай самого себя. В области научного познания  от примитивного изучения явлений природы человек пришел к гуманитарным наукам, среди которых — психология и социология. При развитии биологии происходит постепенное понимание неразрывности не только биологической, но и личностной природы человека — и это в достаточно скором времени приведет к последовательному пониманию не только значения человека в освоении природы, Вселенной, но и истинной ценности человеческой личности. И это определит пути совершенствования человечества во всех областях его деятельности.

    За несколько тысячелетий нашего «исторически сознательного» существования наш чувственный аппарат качественно не изменился, однако духовная составляющая нашей чувственности трансформируется со временем, по мере накопления чувственного и вещественного опыта, знаний, исторических данных. Наш разум порождается из чувств и сам формирует развитие духовности. Мы стремимся к абсолюту человека – Богочеловечеству (как бы мы его ни называли), и будем все более и более приближаться к нему; но главная опасность на этом пути – не потерять свое самосознание и самопознание. Иначе этот путь может затянуться, прерваться. Мы вряд ли сможем, путем механического накопления и распределения информации — опередить постепенное взаимосовершенствование чувств и разума, хотя нам хотелось бы его ускорить (а правильно ли это?) Мы всегда должны поддерживать в себе самосознание, самоощущение этой истины. После того, как завершится наше физическое существование, мы никогда больше не встретимся – ты, читающий эти строки моей книги, и я, пишущий их зимней ночью; — если только мы не будем всегда ощущать душой эту истину. Выводы из этого нам предстоит сделать каждому свои.
    Мои же выводы и предложения такие:

    1. Абсолютная ценность человеческой личности должна стать главным критерием деятельности всего человечества. Сформировавшаяся личность обладает чувствами и разумом. Чувства личности – это взаимосвязь личности с окружающим миром. Разум – Богом данная или природная способность, позволяющая преобразовывать природу с какой-либо целью. Не существует двух одинаковых личностей, каждая индивидуальна, уникальна. Личность – наивысшее творение Бога или природы, наивысшая на данный момент степень совершенства природы.
    2. Разум есть производная чувств. Имеет или не имеет разум отдельное от чувственности начало – нет принципиального значения; важно то, что разум и чувства неразделимы. При этом чувства являются основой разума, а разум способен корректировать и упорядочивать деятельность чувств, и полагает цели деятельности человека. Разум позволяет осознавать желания. Желания, претерпевшие или не претерпевшие разумное осознание, могут быть раскрыты или не раскрыты в сознании. Желания сочетаются и имеют различные комбинации, которых бесчисленное множество. Они не только могут быть сведены к конкретным целям, но и могут иметь направленность к абсолюту, соответствующему идеалу понятия. Но нам недоступен полный контроль над нашими желаниями. Мы не в состоянии осознать многие из них, а те, которые осознаны нами – мы далеко не всегда в состоянии преодолеть. Мы подвержены непреодолимым физиологическим потребностям и инстинктам. Мы склонны, в угоду нашим желаниям, представлять наши цели высокими и благостными, однако на самом деле они могут быть низкими; и по мере накопления информации, развития личности, структуры общества, государства — наши цели часто становятся всё более размытыми и запутанными. Но ценность личности понятна каждому, и ее всестороннее развитие должно быть провозглашено главной целью общества.
    3. Душа каждого человека есть индивидуальный комплекс чувственности и разума, свойственный только ему одному. Понятие души абстрактно без понятия индивидуальной личности. Чувственность и разум личности – взаимосовершенствующийся комплекс.
    Человек живет, руководствуясь как физиологическими чувствами, данными ему от природы, так и высшими, духовными чувствами, формирующимися у личности благодаря влиянию разума. Поступок человека совершается под влиянием совокупности чувств, обдуманно или необдуманно, осознанно или неосознанно. Одно из этих чувств в определенный момент времени можно считать преобладающим. Пока что у нас не имеется возможности в реальной жизни достоверно определить границу между «высшими» и «низшими» чувствами, и мы не в силах сознательно придать главенство одному из чувств перед поступком. Однако мы имеем возможность развивать в себе духовность и совершенствовать ее разумом и волей; вообще, раскрытием в себе чувственности. Поэтому чувства и ощущения личности должны быть развиты настолько, насколько это возможно. Это необходимо как для максимально полного душевного ощущения себя в мире, так и для максимального совершенствования разума, поднимающего человека над всей остальной природой.
    Движущей силой развития человечества я считаю развитие и самопознание собственной индивидуальности. То, что мы называем коллективным разумом – это постоянное слияние и дополнение знаний, полученных каждой индивидуальностью. Мы формируем новую реальность, которую можно назвать массивом информации, массивом знаний; — это область действия, творчества. То, что сейчас называют «виртуальной» реальностью – это подготовка основы для будущего существования, нового бытия. «Виртуальная» реальность может формировать, преобразовывать привычную нам «настоящую» реальность. Так или иначе все мы уже участвуем в этом процессе.
    4. Конечная цель разума – полное понимание мира, Вселенной. Это абсолютный идеал существования Человека и любой индивидуальности. Он потенциально недостижим, иррационален, но от этого его значение не умаляется ни в какой мере. Имеется препятствие как для максимально возможного развития чувственности, знаний, разума, так и для полного понимания мира каждой личностью – это угасание жизни и смерть. Пока существует физическая смерть, невозможно ни первое, ни второе. Для полного познания существующего, при наших сегодняшних способностях, нашей памяти и наших возможностях обработки информации необходим долгий период времени; возможно, бесконечное время, а оно конечно для каждого из нас. Необходимо преодоление этого препятствия. Желание преодоления смерти так или иначе проявляется во всех религиях и течениях общества. Оно свойственно каждому человеку. Все попытки обосновать необходимость смерти есть смирение перед нею.
    Если мы ставим перед собой эти задачи, то преодоление смерти становится нашим главным стремлением. Если мы созданы Богом и стремимся к Его подобию, то мы должны прийти к Его бессмертию. Если мы познаём действительность, и успехи на этом пути несомненны, то рано или поздно мы также должны познать и бессмертие.
    Невозможно найти «причину наших сегодняшних бед» в чем-то одном. Главные причины – зависимость от природы, неспособность управлять комплексом чувств и желаний, конечность жизни. Вот что нужно преодолевать. Нет смысла обманывать себя надуманными идеями и выдавать их за главные цели существования. Необходимо сконцентрировать научные исследования в направлении главной цели – преодоления этих причин. Нужно изменить существующую структуру научных исследований, которая является разобщенной и несвязанной, в которой каждая наука развивается отдельно, не имея единой цели и ориентира.
    5. Религия должна изменить свое значение. История религии – это трансформация, по мере совершенствования самопознания человека, желаний преодоления вышеуказанных причин. Религии представляются многим как системы, объясняющие строение мира. Тем самым порождается противоречие между различными религиями и народами. Научное объяснение происхождения мира, его устройства и природных процессов убедительно и доказуемо. Религия должна принять научное объяснение происхождения мира, и это совершенно реально, если рассматривать науку и религию с точки зрения развития индивидуальности, как я старался показать в этой книге. Религия нужна как плодотворная традиция, основа образования, воспитания, — но и упорядочения существующего общества. В самом деле, с точки зрения стремления к бесконечной жизни – не всё ли равно, Кем или чем мы созданы? Но религия не должна исключаться из системы воспитания, т.к. пока еще наши мысли и поступки должны в значительной мере ограничиваться высшей целью, идеей. Человек в целом не готов полностью распоряжаться собой и себе подобными. Надуманные идеи не способны заменить Бога как Абсолют наших чувств и разума. Человеку должна прививаться идея–чувство, в основе которой должно быть стремление к развитию личности, самопознанию, пониманию, бессмертию. В этом направлении должно строиться воспитание личности.
    Основой религиозного воспитания личности должно быть христианство, а наилучшей основой я считаю Православную веру, как наивысшую степень самопознания человека, наивысший, до настоящего времени, ориентир духовного совершенствования. Религиозное сознание человека идет следующим путем: от поклонения природе и ее явлениям – к стремлению одушевить эти явления – далее, по мере познания, — к разделению стихий, обожествлению их, затем к приданию богам личностных черт, затем — Бог-Хозяин сущего, затем – Бог, подобный человеку, в образе человека; следующий шаг – возвышение самостоятельного значения индивидуальности. Нужно понять, что прогрессивность всех остальных религий завершена, они представляют собой предыдущие, менее совершенные, формы мироощущения. Самосознание человечества ушло дальше. Буддизм, ислам, иудаизм – три остальные основные религии — должны быть постепенно распропагандированы. К этому имеются объективные силы и возможности, учитывая современную систему обмена информацией и управления государствами. Преобладание христианской и постхристианской культур в мире осуществляется закономерно и поступательно, но нужно представлять себе причины того, почему это происходит. Нужно доводить до сознания эту мысль, раскрывать причины, но тщательно продуманным образом и подконтрольно, через мыслящие круги, — не в массовом порядке, во избежание непонимания традиционно существующими и мыслящими народами. Атеизм тоже представляет собой естественный процесс; его причина – также в развитии самопознания, но творческий атеизм, который стремится в своем развитии к высокому идеалу, доступен далеко не всем. Современная безрелигиозная личность далека от осознания своего разрушительного несовершенства.
    6. Люди являются плохими или хорошими, умными и глупыми, больными, обиженными, несчастливыми лишь в существующей, конечной жизни, и с точки зрения наших субъективных понятий, принятых в наше конкретное время. Если жизнь каждого человека будет бесконечной, всё можно понять и постичь, всё можно исправить, всё можно привести в соответствующую норму. Рай в религиозном понятии – существует, и одна из его составляющих – вечная жизнь. Ад условен, временен. Все узники ада в любом его понимании – временные узники. Вообще, можно считать адом уход человека из жизни в небытие. Каждый живой человек безусловно заслуживает вечной жизни, каждый умерший человек — восстановления чувств, разума, души и своего дальнейшего совершенствования, пути к всеобщему пониманию мира. Для человека нет худшего и лучшего мира, он располагает единственным, своим личным, миром, в котором ему дано существовать — конечен он или бесконечен. Но ему дана и возможность совершенствовать этот мир и себя самого на пути к познанию всеобщей истины.
    7. Существование различных наций и народностей несет в себе потенцию развития мысли, познания. Естественно, имеется тенденция к объединению наций, и рано или поздно это произойдет; нация ограничена в мировосприятии, если она развивается внутри себя самой; но пока еще имеется огромное богатство культур, взглядов на жизнь, традиций, не раскрытых в сознании человека. Считаю, что пока производить объединение наций преждевременно – необходимо «поднять» эти богатства путем археологических, этнографических, исторических и прочих исследований, не зависимых от государственных политик и интересов отдельных кланов. Это позволит ускорить путь совершенствования духовности человечества.
    Необходим такой подход еще и потому, что в наше время имеются стремления к глобализации политической системы мира и централизованной системы управления. На эту роль претендует в политическом смысле одна держава – Соединенные Штаты (в данное нам историческое время), а в духовном, логическом смысле – политические и финансовые организации. На основании материальных желаний и устремлений в мире формируются клановые системы, старающиеся безответственно захватывать власть в целях реализации этих устремлений. В современной политике всё чаще и успешнее создаются глобальные политические спектакли, направленные на монополизацию политического и финансового влияния. Механизм этих спектаклей должен быть раскрыт и обнародован, а финансовое и политическое влияние должно быть децентрализовано. По моему глубокому убеждению, оно оказывает на человечество антиличностное, антидуховное воздействие. Формы этого воздействия, помимо финансов, системой которых пытаются заместить духовные связи человечества – это евроамериканская масс-культура, средства информации, Интернет в его настоящем виде, миссионерские псевдорелигиозные организации. На мой взгляд, для успешного противодействия достаточно широкое обнародование этих проблем под христианско-философским углом зрения, да и просто правдивая информация о действиях конкретных людей и организаций. Другие объединяющие идеи, на мой взгляд, не имеют пока силы, сопоставимой с христианской идеей в её дальнейшем развитии. Если такая идея появится, то она не должна находиться в противоречии с христианскими духовными ценностями; история религиозной мысли должна быть с ней взаимосвязана.
    Необходимо избежать новых войн. Нарастание противоречия между исламом и христианством – следствие попыток игнорировать действительные идеи-чувства, лежащие в основе этих религий и попытки мироустройства на основании «вещественных эквивалентов». Вообще, противостояние этих двух религий скорее результат провокации политических кланов, чем реальное противоречие целей. Сложившуюся современную политическую систему невозможно изменить разом, но на первом этапе нужно постараться уяснить и взять за основу формирования общества идеи, раскрытые выше. Общий базис для сглаживания противоречий имеется.
    8. Философия, к которой, к сожалению, способно не много людей нового поколения, вследствие всеобщего упрощения и усреднения, — есть основа логического размышления. Так или иначе философские идеи доходят до общества; между философией и развитием общества существует обратная связь. Но традиционные философские понятия, категории в настоящее время запутанны и замкнуты в себе. Они не жизненны, не обладают общепринятыми в нормальном обществе значениями привычных слов. Запутанны философские теории; их слишком много. Как слова, так и мысли сейчас (или вообще) не способны выразить многообразие испытываемых человеком чувств. Более того, поскольку эти чувства имеют свой индивидуальный оттенок для каждого, то абсолютное «усреднение» их для каждого индивидуума невозможно. Догматизм, естественная гордость философов (равно и ученых, и политиков, и многих других деятелей), дифференциация и сужение понятий привели к отрыву категорий от реальной жизни. На пути к логическому пониманию мира философы абстрагируются от мира реального и приходят к абсурдным теориям, не приемлемым на практике. Мы теряем много времени и энергии на бесполезные сопоставления мнений, уходя от пути познания истинной сути бытия. Нужно возвратить философские понятия к реальности, сделать их более приемлемыми и многозначными. Философская мысль находится в плену традиционных идей, которым необходимы скептический анализ и альтернатива. Следует учитывать и скорость распространения знаний и формирования новых идей; традиционная философия не успевает за этим процессом.
    Многие исторические события, философские концепции могут быть объяснены с точки зрения развития чувственности и разума, а не идей, надуманных с какой-либо прикладной целью. История должна изучаться подробно, без тенденциозных выводов и фальсификаций. Нужно продолжить и выстроить новую историческую традицию. Такой подход должен осуществляться при соответствующем воспитании личности, осознающей тенденциозность традиционного исторического материала. Необходимо в корне изменить развитие и направленность психологии и вывести ее с прикладного уровня на более значимый для решения целей личности и общества, вплоть до исторических, философских и политических задач.
    9. Мы находимся на начальных этапах понимания мира. Более того, мы не способны упорядочить информацию, накопленную на пути познания. Этому мешают наша смерть и противоречия в чувственности и восприятии мира. Рассматривая научные достижения с позиции всеобщего познания, а в будущем – всеобщего понимания, можно избежать многих ненужных затрат и опасных для человечества экспериментов. Не следует немедленно создавать единые направления развития как в науке, так и в философии, хотя это необходимо в разумных и обоснованных пределах, а не в целях обеспечения "всеобщего" призрачного блага. Необходимо накапливать больше знаний и обрабатывать их дедуктивными и индуктивными методами, научившись их упорядочивать. Не должно придавать абсолютное значение теоретическим, историческим, политическим системам – все они лишь временные этапы понимания различных сторон мира.
    10. Мы недалеко ушли в развитии от животных, не наделенных в такой степени, как мы, разумом. Несмотря на то, что наш чувственный аппарат упорядочен разумом, ему принципиально свойственны все те чувства и природные качества, которые свойственны и животным, в том числе и инстинкты. В отсутствии разумного упорядочения или при умственных отклонениях — они проявляются. Понять и почувствовать, что успех нашего пути к совершенствованию нашего существования невозможен без сопоставления собственной индивидуальности с индивидуальностью другого, взаимодействия индивидуальностей, знания и понимания друг друга – реально только при развитии духовности как основы нашего существования, при соответствующем воспитании как разума, так и чувств. Это возможно при любой достаточно гуманистической системе общества, не допускающей лишение любого человека права на существование. Однако, повторюсь, нельзя допустить бесконтрольной глобализации политической системы мира и идеологии — у современного общества ещё нет готовности к этому.
    11. Наука, культура, искусство, любовь – различные аспекты творчества разума и чувственности, и значения каждого из этих понятий для целей познания мира и ощущения полноты мира нельзя преуменьшать. Нужно отойти от тенденций, по которым развиваются искусство и культура – развлекательной и утилитарной роли, и сосредоточить их в большей степени на воспитании чувственно-духовного комплекса личности.
    12. Вообще, в любом виде деятельности необходимо разнообразие форм, методов, теорий, вещей, процессов. Все вещи и процессы, творимые нашим разумом — продукты труда индивидуальностей. Анализ, сопоставление – кратчайший путь к познанию. Мне думается, что сопоставление в разуме – аналог, отражение взаимодействия процессов в природе. Как благодаря взаимодействию процессов в природе возникает новое, так и в разуме рождается новая мысль. Если считать что-либо в природе ограниченным, имеющим предел, то разум неизбежно ограничивается рамками, соответствующими этому пределу. Познание – беспредельно, это разомкнутая во время и пространство система. На пути познания то, что мы считаем цикличным и ограниченным, в дальнейшем всегда представляется нам частью большего цикла, большего процесса, — и такое познавательное раскрытие мира, видимо, не имеет границ.

* * *